ОТДЕЛЕНИЕ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ И УМСТВЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Является структурным подразделением государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям»

Отделение предназначено для предоставления  социальных услуг несовершеннолетним с ограниченными физическими и умственными возможностями в возрасте от 1 месяца до 18 лет, а также обучения родителей особенностям их воспитания и методикам реабилитации, в полустационарной форме (на базе Центра) и на дому (услуги службы «Надомного обслуживания детей-инвалидов «Домашнее визитирование»).

Служба «Надомное обслуживание детей-инвалидов «Домашнее визитирование» предназначена для предоставления социально – бытовых (кратковременный присмотр за детьми – инвалидами), социально-медицинских (массаж, ЛФК, выполнение процедур, связанных с наблюдением за состоянием здоровья – измерение температуры тела, контроль приёма лекарств) и социально-педагогических услуг в форме социального обслуживания на дому. Услуги предоставляются семьям, воспитывающим детей-инвалидов, нуждающихся в силу заболевания и (или) возраста в постоянном постороннем уходе и присмотре, имеющими нарушения функций организма и категорий жизнедеятельности: способности к самообслуживанию - III степени и (или) к передвижению – III степени, установленными специализированными педиатрическими  бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) в возрасте от 3 месяцев до 18 лет включительно в соответствии с индивидуальными особенностями их развития.

Цель деятельности:

- получение гражданами социальных услуг и дополнительных услуг в соответствии с их запросами;

- улучшение условий жизнедеятельности получателей социальных услуг;

- профилактика обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании;

- обеспечение несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями максимально полной и своевременной адаптации к жизни в обществе, в семье, к обучению и труду.

Направления деятельности отделения:

Занатие логопеда с ребёнком Занятия в сенсорной комнате

Лого - дефектологическое – коррекция отклонений в развитии речи, познавательных процессов, восприятия, мышления.

Процедура массажа маленькому ребёнку

Медико - социальное –проведение оздоровительных мероприятий, консультирование по социально-медицинским вопросам, лечебно-оздоровительный массаж.

Занятие лечебно-физической культурой 

ЛФК с помощью механических тренажёров, мягкого модульного оборудования, сухого бассейна, тренажёра Гросса, костюмов Адели, «Атлант», вертикализаторов. 

Занятие рисованием с ребёком 

Арттерапия – рисование на бумаге, камнях, стекле, лепка, тестопластика, вышивание, оригами, квилинг, аппликация, работа с тканью, «печворк», музыкотерапия.

Представление мыльных пузырей

Организация досуга и ознакомление компьютерной грамотности

Занятие компьютерной грамотности

Психологическое - консультирование, психологические тренинги, психологическая диагностика и обследование личности, психологическая коррекция, проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.

 

Социальное - патронаж и работа с учреждениями по решению жизненных проблем семей.

 

Социально - педагогическое - коррекция, включая диагностику и консультированиеразвитие навыков общения, привитие навыков самообсуживания, хозяйственно-бытового труда, гарденотерапия, подготовка к школе.

Занятие Оригами

ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАЩАТЬСЯ К ЗАВЕДУЮЩЕЙ ОТДЕЛЕНИЯ

Вакуровой Виктории Ярославовне

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями 

государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям»

 

1. Общие положения

1.1.Отделение реабилитации несовершеннолетних сограниченными физическими и умственными возможностямиявляется структурным подразделением государственного бюджетного учреждения социального обслуживания ГБУСО "Ставропольский центр социальной помощи семье и детям", далее - Учреждение.

1.2. Отделение создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора учреждения и осуществляет свою деятельность в порядке, определенном Уставом учреждения и настоящим Положением.

1.3. Отделение в своей деятельности непосредственно подчиняется заместителю директора по социальной работе.

1.4. Непосредственное руководство работой отделения осуществляет заведующий отделением, на должность которого приказом директора учреждения назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование.

1.5. Заведующий отделением осуществляет общее руководство деятельностью отделения, непосредственно подчиняется заместителю директора по социальной работе, директору учреждения.

1.6. Специалисты в своей деятельности непосредственно подчиняются заведующему отделением.

1.7. На период отсутствия заведующего отделением (отпуск, командировка, болезнь и пр.) его обязанности автоматически возлагаются на заместителя директора по социальной работе или лицо, назначенное приказом директора учреждения, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

1.8. Заведующий отделением и специалисты Отделения в своей деятельности руководствуются действующим законодательством Российской Федерации, в частности, ФЗ РФ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ФЗ РФ "О персональных данных", ФЗ РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Уставом Учреждения, настоящим Положением; должностными инструкциями, приказами и распоряжениями директора Учреждения, указаниями заместителей директора, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными и локальными актами Учреждения.

1.9. Отделение предназначено для предоставления социальных услуг несовер- шеннолетним с ограниченными физическими и умственными возможностямив возрасте от 1 месяца до 18 лет, а также обучения родителей особенностям их воспитания и методикам реабилитации. 

1.10.За время нахождения несовершеннолетних в отделении сотрудники несут ответственность за их жизнь и здоровье.

1.11.Деятельностьспециалистов отделения, связаннаяс  оказаниемуслугнесовершеннолетним с ограниченными физическими и умственными возможностями на дому, признается работой,  имеющей разъездной характер. Перечень конкретных должностей работников отделения, имеющих разъездной характер работы, устанавливается коллективным договором или иным локальным нормативным актом учреждения. 

1.12.Деятельность отделения основывается на принципах социальной работы и нормах профессиональной этики.

 

2. Основные задачи, цели и направления деятельности отделения

2.1 Отделение создается для социального обслуживания несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями в возрасте от 1 месяца до 18 лет, а также для социального обслуживания их родителей.

2.2. Основными задачами отделения являются:

- выявление актуальной потребности обратившихся граждан в социальном обслуживании и оказание им необходимыхсоциальных услуг;

- создание необходимых условий для обеспечения максимально полной социальной адаптации несовершеннолетних в обществе, семье;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- определение содержания индивидуальных программ; 

- организация реабилитационных мероприятий для несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями;

- разработка и осуществление мероприятий по реализации реабилитационного потенциала несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями;

- социальное обслуживание граждан;

- привлечение различных государственных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи несовершеннолетним и семьям,

- взаимодействие с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования и др. органами и учреждениями, осуществляющими работу с несовершеннолетними с ограниченными физическими и умственными возможностями.

2.3. Основными целями деятельности отделения являются:

- получение гражданами социальных услуг и дополнительных услуг в соответствии с их запросами;

- улучшения условий жизнедеятельности получателей социальных услуг;

- профилактика обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании;

- обеспечение несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями максимально полной и своевременной адаптации к жизни в обществе, в семье, к обучению и труду.

2.4. Отделение осуществляет свою деятельность в следующих направлениях:

- оказание социальных услуг;

- оказание дополнительных услуг;

- диагностическая и аналитико-прогностическая деятельность;

- информационная и методическая работа;

- постреабилитационные мероприятия;

- организация работы мобильной службы;

- консультативная помощь сотрудникам учреждения;

- организация работы комиссии по определению необходимых реабилитационных мероприятий. 

 

3. Организация работы отделения

 

3.1. Работа отделения осуществляется в соответствии с утвержденными планами.

3.2Планы работ отделения составляются заведующим отделения и согласовываются с заместителем директора по социальной работе.

3.3.Указания заведующего отделением являются обязательным для работников отделения.

3.4.Контроль качества оказываемых отделением услуг осуществляется в соответствии с Положением о контроле качества социальных услуг учреждения.

 

4. Функции отделения

 

4.1. Оказание социальных услуг:

4.1.1. Социально-психологические услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме:

а)социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений;

б)психологические тренинги;

в)психологическая диагностика и обследование личности;

г)психологическая коррекция;

д) психопрофилактическая и психологическая работа, направленная на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности;

е) проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.

4.1.2. Социально-педагогические услуги в полустационарной форме социального обслуживания:

а)социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;

б)формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);

в)организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия);

г)социально-педагогический патронаж;

д)социально-педагогическое консультирование получателей социальных услуг;

е) обучение родственников практическим навыкам общего ухода задетьми-инвалидами;

ж)организация помощи родителям или законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленным на развитие личности;

4.1.3.Социально-педагогические услуги в форме социального обслуживания на дому:

а)социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;

б)социально-педагогический патронаж;

в)социально-педагогическое консультирование получателей социальных услуг.

4.1.4.Социально-бытовые услуги в полустационарной форме социального обслуживания:

а)обеспечение проезда к месту обучения, лечения, получения консуль­тации, реабилитации и досуга.

4.1.5. Социально-бытовые услуги в форме социального обслуживания на дому:

б)социальный патронаж.

4.1.6.Социально-медицинские услуги в полустационарной форме социального обслуживания:

а)проведение оздоровительных мероприятий;

б)консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержания и сохранения здоровья получателей социальных услуг, проведения оздоровительных мероприятий, наблюдения за получателями социальных
услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья);

в)проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;

г)проведение социально-медицинских мероприятий для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на основании индивидуальных программ реабилитации.

4.1.7. Социально-медицинские услуги в форме социального обслуживания на дому:

а) проведение социально-медицинских мероприятий для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на основании индивидуальных программ реабилитации.

4.1.8.Социально-трудовые услугив форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме:

а)проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам;

б) оказание помощи в трудоустройстве;

в)организация помощи в получении образования и (или) квалификации инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, в соответствии с их способностями.

4.1.9.Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме:

а)обучение детей-инвалидов пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;

б)проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания;

в) обучение навыкам поведения в быту и общественных местах.

 

4.2. Оказание дополнительных услуг.

Специалисты отделения оказывают дополнительные услуги на платной основе по запросам населения на оказание социальных услуг.

 

4.3. Диагностическая и аналитико-прогностическая деятельность.

- выявление несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями, создание компьютеризированной базы данных о детях и подростках данной категории;

- сбор информации об анамнезе, основном диагнозе, исходном состояние здоровья ребенка или подростка, его реабилитационном потенциале, а также сведений о его семье;

- разработка совместно с педиатрическим Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) индивидуальных программ коррекции, абилитации и реабилитациинесовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями, направленных на достижения оптимального уровня их здоровья, социальную адаптацию и интеграцию в обществе;

- координация выполнения индивидуальных программ реабилитации и контроля эффективности проводимых мероприятий, своевременное внесение необходимых корректив;

- осуществление мониторинга эффективности процесса реабилитации и его коррекция в необходимых случаях на основании решения консилиума;

- анализ результатов реализации индивидуальных и групповых программ коррекции и реабилитации.

 

4.4. Информационная и методическая работа:

- подготовка информационно-рекламного материала по направлениям деятельности отделения для СМИ;

- выявление интересов, потребностей, трудностей и проблем получателей социальных услуг и при необходимости обмен информацией со специалистами других отделений учреждения.

- подготовка предложений по совершенствованию системы социального обслуживания нуждающихся граждан.

- разработка и апробация различных методов раннего выявления и диагностирования психомоторных нарушений и оценки уровня развития ребенка;

- разработка, внедрение и апробирование новых методик и программ коррекции, абилитации и реабилитациинесовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями;

- освоение и использование как традиционных, так и новых эффективных методик и технологий, а также нетрадиционных методов коррекции и реабилитации;

- разработка совместно со специалистами отделения реабилитации методических материалов по комплексной медико-психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитации детей данной категории;

- организация краевых семинаров и семинаров внутри отделения, конференций для специалистов учреждения, работников учреждений социальной защиты населения, образования и здравоохранения, представителей общественных объединений, занимающихся вопросами реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями, в вопросах семейного воспитания и развития;

- оказание организационно-методической помощи учреждениям социальной помощи населению края по проблемам реабилитациинесовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями;

- повышение уровня квалификации специалистов отделения;

- разработка комплексных программ по решению актуальных проблем.

 

4.5. Постреабилитационные мероприятия.

По окончании курса реабилитации специалисты отделения разрабатывают рекомендации для родителей (законных представителей) детей и подростков по проведениюреабилитационных мероприятий в домашних условиях. Семья может быть переведена на патронажное обслуживание, в ходе которого специалисты отслеживают динамику развития ребенка, оказывают консультации родителям (законным представителям) ребенка, дают рекомендации о прохождении повторного курса комплексной реабилитации.

По рекомендации специалистов и/или по решению Социального консилиума после окончания курса комплексной реабилитации ребенок может получать отдельные услуги при отсутствии очередности на обслуживание.

 

4.6. Организация работы мобильной службы.

Отделение организует мобильную доставку детей-инвалидов с трудностями передвижения на занятия и мероприятия в учреждение, а также на мероприятия в учреждения города.

 

4.7. Консультативная помощь сотрудникам учреждения. 

Специалисты отделения осуществляют консультирование специалистов учреждения по вопросам социально-психологической социально-педагогической, социально-трудовой реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросам семейного воспитания и развития личности таких детей.

 

4.8. Работа комиссии отделения. 

До разработки индивидуальной программы предоставления социальных услуг детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья на базе отделения создается комиссия в составе заведующей отделения и специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог и специалист по социальной работе), которая определяет необходимость в проведении реабилитационных мероприятий. Комиссия рассматривает ИПР, составленную МСЭ, справки о состоянии здоровья, выписки из истории болезни с указанием показаний и противопоказаний, приглашает на собеседование обратившихся граждан. Решение комиссии оформляется в виде письменных рекомендаций, которые передаются на рассмотрение Социального консилиума и учитываются при составлении индивидуальной программы предоставления социальных услуг.

 

5. Условия социального обслуживания 

несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями

 

5.1.Социальное обслуживаниенесовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностямиосуществляется в соответствии с медико-социальными показаниями по направлениям:

- педиатрического Бюро медико-социальной экспертизы,

- органов и учреждений социальной защиты населения,

- органов и учреждений образования и здравоохранения,

- по заявлению родителей, лиц, их заменяющих,

- по представлению сотрудников учреждения.

Для социального обслуживания несовершеннолетних должны быть представлены документы, подтверждающие состояние их здоровья: индивидуальная программа реабилитации МСЭ или справка о 3,4,5 группе здоровья, история развития ребенка (ф. №112/у) или амбулаторная карта подростка (ф. № 025/у)

5.2. К IIIгруппе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;

5.3. К IVгруппе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

5.4.К Vгруппе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

5.5. Противопоказаниями для приема на обслуживание являются:

- все заболевания в острой стадии и хронические заболевания в стадии декомпенсации;

- злокачественные новообразования в активной фазе;

- кахексии любого происхождения;

- острые инфекционные заболевания.

5.6. Прием несовершеннолетних имеющих группу инвалидности на обслуживание, а также завершение этапа реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка или подростка. 

5.7. Дети и подростки с заболеваниями, требующими постоянного постороннего ухода, а также дети и подростки в возрасте до трех лет обслуживаются в присутствии родителей (законных представителей).

Обслуживание детей и подростков в форме групповых занятий осуществляется при предоставлении справки об отсутствии противопоказаний для нахождения в детском коллективе (выдается участковыми педиатрами медицинских учреждений по месту жительства).

5.8.Социальные услуги в виде социально-реабилитационных мероприятий предоставляются в соответствии с ИПР.

Курс комплексной реабилитации составляет не более 3 месяцев не более 2 раз в год (п. 7.2. Приложения "Наименование и стандарты социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, предоставляемых социальных услуг в Ставропольском крае" Постановления Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2014г. № 560-п "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ставропольском крае").

5.9. Принятие на социально-реабилитационный курс осуществляется на основании заявления законных представителей не позднее чем за 2 недели до начала курса и при условии комплектования наполняемости курса согласно нагрузки специалиста на 1 ставку. Заявления фиксируются в журнале учета. 

 

6. Структура отделения

 

6.1 Структуру и штатную численность отделения утверждает директор учреждения, исходя из условий и особенностей учреждения, по представлению заведующего отделением и по согласованию с бухгалтерией учреждения.

6.2 Распределение обязанностей между работниками отделения производится заведующим отделением.

6.3. Работники отделения назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом директора учреждения по предоставлению заведующего отделением.

6.4.Работники Отделения в своей деятельности руководствуются должностными инструкциями.

 

7. Права отделения

 

Отделению для выполнения возложенных на него функций предоставлено право:

7.1.Запрашивать у получателей социальных и дополнительных услуг, структурных подразделений и служб учреждения, других учреждений и организаций информацию, необходимую для осуществления функций, возложенных на отделение.

7.2. Давать разъяснения и рекомендации получателям социальных услуг по вопросам социального обслуживания, порядке и условиях получения социальных услуг.

7.3.Вносить предложения по деятельности других структурных подразделений и служб учреждения.

7.4. Права, предоставленные отделению, реализует заведующий отделением, а также работники отделения в соответствии с установленными должностными инструкциями.

 

8. Ответственность отделения

 

8.1Отделение несет ответственность за:

- качество услуг и своевременность выполнения задач и функций, возложенных на отделение,

- соблюдение требований законодательства Российской Федерации, региональных и местных нормативных документов, определяющих порядок социального обслуживания населения, условия предоставления социальных услуг,

- объемы и качество предоставляемых социальных услуг,

- содержание в чистоте помещения и территории, закрепленных за отделением.

8.2.Индивидуальная (персональная) ответственность работников отделения устанавливается должностными инструкциями.

 

9. Взаимодействие отделения

 

9.1Для выполнения своих функций и реализации предоставленных прав отделение взаимодействует:

- с администрацией учреждения по вопросам штатной численности и структуры отделения, потребности в кадрах, приеме, перемещении и увольнении работников, кадровой политике, расчетах заработной платы, учете рабочего времени, финансовом обеспечении отпусков, командировок и увольнении, порядке направления на курсы повышения квалификации, проведения аттестации;

- с отделом материально – технического обеспечения по вопросам обеспечения канцелярскими товарами, оргтехникой, расходными материалами, оборудованием длительного пользования, проведения ремонта закрепленных за отделением помещений и другими вопросами, входящими в компетенцию отдела; 

- с другими структурными подразделениями и службами учреждения по всем вопросам, относящихся к компетенции отделения.

9.2.Отделение координирует и согласует свою работу с лечебными учреждениями города без дублирования их деятельности.

9.3.Взаимодействие со структурными подразделениями и службами учреждения не должно выходить за пределы компетенции отделения, а также приводить к выполнению функций отделения другими структурными подразделениями. 

 

10. Материально – техническое обеспечение

 

10.1Материально – техническую основу деятельности отделения составляют закрепленные за ним помещения, мебель, оргтехника, программное обеспечение, документы, необходимые для выполнения возложенных на отделение задачи.

10.2Работники отделения несут ответственность за сохранность имущества и средств, закрепленных за отделением, в порядке предусмотренном действующим законодательством.

11.Изменения

11.1.Изменения в дополнения к настоящему Положению согласовываются с заведующим отделением, заместителями директора и вносятся в Положение на основании приказа директора Учреждения.