“Рекомендации для родителей для развития творческих способностей у детей с ОВЗ”
Творчество играет огромную роль в жизни человека, а тем более для детей с ОВЗ. Таким детям легче выразить свои чувства, переживания и эмоции с помощью зрительных образов, чем вербально.
Творческая деятельность помогает справиться детям с негативными переживаниями и внутренними трудностями, которые кажутся для ребёнка непреодолимыми. Если ребёнок нерешительный, боязливый, застенчивый, для него очень полезна творческая деятельность, она независимо от сюжета, позволяет ребёнку выйти из состояния зажатости. Для кого-то это может быть изобразительное искусство, у другого лепка, у третьего это может стать вышивка
Для того чтобы творческая деятельность прошла успешна вам понадобится:
- Рабочее место, где Вам и ребёнку будет комфортно сидеть. На стол лучше постелить моющуюся скатерть;
- Для лепки, изобразительного искусства, аппликации и.т.д. Вам понадобятся досточка, где вы можете крутить колбаску из пластилина, клеить аппликацию, также рисовать красками;
- Чтобы остаться чистыми во время творческой деятельности можно надеть нарукавники и фартук и запастись полотенцем или влажными салфетками;
- Для создания творческой атмосферы можно включить музыку или аудиокнигу.
- Вам могут понадобятся салфетки разных цветов для аппликации и клей –ПВА.
На развитие творческих способностей у ребёнка положительно влияют различные виды деятельности:
- Рисование. Не бойтесь давать своему ребёнку в руки краски и кисточки, карандаши и фломастеры. Запаситесь бумагой и терпением. Вы можете использовать следующие техники рисования:
- Рисование пальчиками. Это не сложная, но очень интересная техника, которая очень понравится детям всех возрастов. Они рисуют с большим удовольствием. Во время рисования пальцами рук ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, что благотворно влияет на нервную систему, укрепляет и развивает её.
- Рисование ладошкой. Этот метод очень хорошо развивает творчество детей. Они не только видят краску, но и чувствуют её. Вы можете превратить ладошку в животное, насекомое и т.д.
- Рисование штрихом. С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только лёгкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.
- Лепка очень полезна для ребёнка, она помогает развитию мелкой моторики руки, в лепке ребёнок может проявить своё творчество и фантазию. Сначала ребёнок будет лепить для вас колбаски, шарики, колечки, но постепенно он начнёт лепить что-то более сложное. Обратите внимание, чтобы пластилин был яркий и мягкий. В лепки вы можете попробовать разные материалы и техники:
- Лепка из солёного теста, которое вы можете сделать сами (рецепт: 2 ст. муки, 1 ст. соли, 0,7 ст. воды. Муку и соль смешиваем и, добавляем воду маленькими порциями, вымешиваем. Следим, чтобы не образовывались комочки. Главное, чтобы тесто было упругим.). Слепить из теста вы можете различных кукол, игрушек. Оставить высохнуть в теплом месте ( можете поместить в духовку для быстрого высыхания), затем раскрасить красками.
- Лепка из воздушного пластилина. От обычного отличается тем, что его не нужно греть и разминать, можно сразу приступать к работе. Из него можно слепить животных, цветочки, оставить высыхать и через несколько часов у вас появится готовая и яркая поделка.
- Аппликация. Занимайтесь с ребёнком аппликацией, не бойтесь давать ему нужные инструменты, клей-карандаш или клей-ПВА. Начинать можно с простой аппликации из геометрических фигур. Можно использовать и уже готовые комплекты для аппликаций. Вы можете попробовать следующие аппликации:
- Аппликация нитками доступна всем (выкладывание ниток по контуру или наклеивание на шаблон резаных ниток). Многообразие вариантов сочетаний ниток будет источником для творческого замысла, пример – аппликация «Цыплята», « Аквариум».
- Аппликации из ваты, ватных дисков. С помощью аппликаций из ваты можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить облака – простор для фантазии весьма широк. Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз.
- Обрывнавя апликация. Вы можете попробовать сделать с ребёнком обрывную аппликацию. Вам понадобятся салфетки или цветная бумага, готовый или сделанный своими руками рисунок, клей-карандаш. С начала необходимо измельчить бумагу или салфетки, с помощью ножниц или просто порвать руками вместе с ребёнком. Затем нанести на рисунок клей, не входя за контуры. Потом предложите ребёнку посыпать его цветами измельчённой бумаги. Лишнее можно сдуть или струсить и получится красивый рисунок.
Таким образом, творческая деятельность положительно влияют на развитие мелкой моторики, мышления, воображения ребёнка. В процессе работы развивается координация и появляется заинтересованность. Такая совместная деятельность даёт определённый круг знаний, положительно влияет на взаимоотношения родителей с ребёнком.