«Монтессори - STUDIO: формирования когнитивных функций»

С 1 октября 2019 года в Ставропольском центре социальной помощи семье и детям  в рамках краевой программы “Комплекс мер Ставропольского края по активной поддержке родителей детей - инвалидов (их представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей”, финансируемой Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализуется программа «Монтессори-STUDIO», направленная  на повышение адаптационных возможностей у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Система Монтессори основана на идеях свободного воспитания и находится в русле гуманистической педагогики, важное место уделено сенсорному воспитанию (развитию органов чувств) при помощи дидактических занятий и специально организованной среды.

Суть метода заключается в уникальной системе самовоспитания и саморазвития детей, при этом основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха,  вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований  и программ обучения. Каждый ребенок  работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно.

Перечислим основные положения методики, формирование когнитивных функций у детей с ОВЗ, а так же аутизмом, посредством          М. Монтессори.  Необходимо создание специально подготовленной среды. Дети развиваются каждый в своем ритме и темпе, самостоятельно подбирая дидактические пособия и регулируют продолжительность занятий. Стоит запомнить, что ребенок -  сам себе учитель, он имеет свободу выбора  и действий. Всегда иметь уважение к детям – отсутствие критики, запретов и указаний. Ребенку дозволено ошибаться, но доходить до всего он должен  сам, т.е. самостоятельно исправлять свои ошибки.

Роль специалиста на занятие - это развитие детей, помощь в организации их деятельности. Подготовка окружающей среды к проведению занятия. Следовать за развитием ребенка, наблюдая за процессом раскрытия детской индивидуальности. Специалист предлагает ровно столько помощи, сколько нужно для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.

Упражнения для развития когнитивных функций представляют собой достаточную последовательность действий, которые нужно запомнить. Процесс запоминания облегчает задействование механизмов мускульной памяти, или «памяти движения». Ставя акцент на показе, а не на объяснении способа деятельности, привлекая к ней затем ребенка, специалист тем самым дает ему возможность самостоятельно проделать все действия, чтобы в самом деле их запомнить.

Среди существующих зон развития детей в Монтессори-STUDIO для улучшения когнитивных функций наиболее подходят сенсорная и математическая зоны.

Под сенсорной зоной развития ребенка понимается развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира: об их форме, размерах, цвете, звучании, и т. д.

К математической зоне развития относят обучение счету, знакомство с числами, арифметическими операциями и т. д.

В программе Монтессори-STUDIO в блоке формирования когнитивных функций основными задачами являются:

- Освоение сенсорных эталонов и сенсомоторного развития, создание условий для развития самостоятельной познавательной активности;

- Развитие мышления, формирование новых умений и навыков;

- Формирование у детей умения применять полученные знания на

практике.

Ожидаемые результаты:

- улучшение когнитивных функций ребенка при взаимодействии с методическими и дидактическими материалами;

- накопление сенсорного опыта ребенка, развитие у детей самостоятельной познавательной активности;

-   улучшение сенсорных эталонов, математических и счетных навыков;

Ребенок, занимающийся в Монтессори-STUDIO, показывает большую самостоятельность, самодисциплину, проявляет уверенное социальное поведение и более социализирован.