«Торцевание салфетками в работе с детьми-инвалидами»

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии слуха, речи, задержке психического развития, умственной отсталости, нарушениями опорно-двигательного аппарата и т. д. очень сложен. Задача педагога открыть этот мир, помочь ребенку адаптироваться в жизни, чувствовать себя полноценным членом общества, развивать пассивную и активную речь, раскрыть творческие способности, привить эстетический вкус. Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно-эстетического освоения мира, в частности - торцевание.  Однако до недавнего времени, вопрос о наличии таких способностей, и, тем более, о возможности развития творческих способностей у детей с особенностями развития не рассматривался. В данный момент коррекционная педагогика обратила внимание на работы детей-инвалидов, но специализированных программ разработано не так много. В связи с этим представляется актуальным вопрос о разработке и реализации программ дополнительного образования различной тематики, в том числе, применения техники торцевания, как нетрадиционной формы работы с разными видами бумаги.

Программа «Торцевание салфетками в работе с детьми-инвалидами» является коррекционно-образовательной программой дополнительного образования и направлена на формирование общей культуры личности, повышение способности социальной адаптации ребенка-инвалида в обществе.

Цель - обучение ребенка-инвалида созданию поделок с применением декоративных  салфеток. Основными задачами является - развитие мелкой моторики рук с помощью торцевания, обучение пользованию шаблонами, простейшими схемами работы, навыкам использования основных инструментов и материалов, самостоятельно применять полученные знания,  развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления.

Инновационность программы обусловлена применением в работе с детьми-инвалидами не просто техники торцевания, а использование достаточно нового материала в творческих занятиях - разные виды бумаги (декоративные салфетки - разной текстуры, цвета и плотности). Именно использование салфеток открывает новые возможности для педагога в работе по развитию и обучению детей. В ходе таких занятий совершенствуется тонкая моторика рук, движения становятся более точными, а благодаря этому развиваются речь и мышление, воображение, художественно-эстетические чувства, обогащается внутренний мир, расширяется спектр возможностей самореализации. Технику торцевание можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумагокручения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Таким способом возможно украшать практически любые предметы. Эта техника малоизвестна, но очень быстро завоевывает популярность в мире. Столь стремительный рост ее популярности объясняется, во-первых, необычным эффектом «пушистости», который дает торцевание, а во-вторых, очень легким способом исполнения, первые пробные работы получаются красивыми, что стимулирует ребенка к творчеству. Предлагаемая программа расширяет представления детей о художественной деятельности. В процессе обучения, ребенок подробно, углубленно знакомится с художественной техникой торцевание, учится грамотно сочетать ее с другими художественными техниками при создании авторских работ.

Отличительной особенностью данной программы является знакомство с конструированием и изготовлением поделок, картин в технике торцевания с помощью цветных торцовок, вариативность  уровня  сложности заданий предлагаемых обучающимся  в  рамках темы, с учетом  возрастных и личностных особенностей,  широкий спектр изделий, предлагаемых для исполнения.

Программа предназначена для детей-инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет, рассчитана на 12 часов обучения продолжительностью 21 день и включает начальный, промежуточный и завершающий этапы. Формы работы могут быть как индивидуальные и групповые занятия на базе Центра - 30 мин. (для детей дошкольного возраста), 45 минут (академический час) для старших детей 1 раз в неделю, либо индивидуальные занятия в рамках службы домашнего визитирования продолжительностью 60 мин. Заниматься по данной программе принимаются дети с разной степенью подготовленности и склонностью к творчеству.  Численный состав детей в группе от 2 до 6 человек.

Программа разработана для реализации в ГБУСО «Ставропольский ЦСПСиД», краткосрочна, приспособлена к особенным условиям центра: краткосрочность пребывания детей в центре, переменность контингента, разновозрастный состав детей. Учебный план составлен отдельно для занятий от 3-х до 4-х дней, от 5 до 7-и дней,  и на 10 дней  и 21- день соответственно. Главная особенность в том, что она не имеет особых требований для занятий. Художественная техника торцевание проста, доступна в используемых материалов и привлечения самого широкого круга детей, независимо от природных художественных задатков.

Методическое обеспечение предлагаемой программы во многом обусловлено спецификой работы педагога со смешанной возрастной группой детей. Это продиктовано особенностями художественной техники. Младшие школьники вполне способны освоить технику и продуктивно работать. Старший ребенок может оказать младшему товарищу  вполне посильную поддержку (заготовка торцовок, выполнение эскиза работы). Такое сотрудничество идет на пользу и старшим детям, так как приучает их заботиться о младших (это особенно актуально в условиях центра).

Тематика занятий строится с учётом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересно создавать сложные изделия в технике торцевания, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь ребёнка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.