МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ – ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

 

Педагоги-психологи Ставропольского центра социальной помощи семье и детям активно используют в работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями новый универсальный, экологичный инструмент арт-терапии – метафорические ассоциативные карты (МАК).

Метафорические ассоциативные карты представляют собой набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. В ряде наборов содержатся карты со словами, обозначающими психологические состояния, эмоции и чувства, отношения.

Красочные, приятные по своему внешнему виду изображения приглашают детей и подростков к разговору, обсуждению важных для них вопросов и тем безопасным, эмоционально-привлекательным способом – через игру, образ, метафору.

Карты позволяют быстро прояснять актуальные состояния и потребности детей и подростков с ограниченными возможностями, устанавливать контакт, создавать безопасное пространство для общения, самовыражения, самопознания.

Использование МАК в групповой работе с детьми и подростками, имеющими нарушения речи, слуха, тонкой моторики, дает им возможность свободно вступать в коммуникацию со сверстниками, выражать себя и быть успешными.

Работа с метафорическими ассоциативными картами стимулирует мышление, творческое воображение, развивает умение находить и использовать ресурсы, видеть различные подходы к разрешению трудных жизненных ситуаций и находить выход из них.

В работе с картами нет правильных и неправильных выборов, нет закрепленных за каждой из них значений. Важно только то, что в данный момент видит и чувствует человек, держащий карту.

В отделении реабилитации разработана и реализуется программа “Метафорические ассоциативные карты в групповой работе с подростками c ограниченными возможностями”.

Набор в группу осуществляется на основании запроса, рекомендаций педагога-психолога по результатам диагностики и предварительной индивидуальной работы с подростками с ограниченными возможностями.

Обязательным условием для включения подростков в групповую работу является определенный уровень абстрактного мышления, воображения и зрительного восприятия, необходимые для работы с картами.