Особенности восприятия мира

детей с ограниченными возможностями

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии слуха, речи, задержки психического развития,умственной отсталости, нарушения опорно двигательной системы и другими, очень сложен. Семьи, воспитывающие особенных детей, испытывают определенные трудности в процессе воспитания и адаптации ребенка в обществе. Для ребенка очень важна поддержка родителей именно от семьи зависит насколько дети смогут адаптироваться. Несмотря на особенности, можно найти альтернативное занятие для своего малыша.

Как известно, каждый человек предпочитает воспринимать поступающую извне информацию тремя основными способами: преимущественно визуально, преимущественно аудиально или преимущественно кинестетически. Визуальный способ восприятия и обработки информации - человек усваивает окружающий мир с помощью картинок (изображения). Для него важны цвет, форма, размер. Если такого человека спросить, как пройти из пункта “А” в пункт “В”, он скорее всего будет указывать на ориентиры: дома, вывески, магазины, кафе, называя цвет домов, размеры рекламных щитов и т.п. Такой человек, как правило любит рисовать, для него важна красота окружающих его вещей.

При аудильном способе работы с информацией человек оперирует цифрами, словами, звуками. Среди “аудиалов” много писателей и музыкантов. В своей речи такие люди часто говорят о звуках, шуме, тишине.

При кинестетическом способе восприятия для человека важными оказываются переживания, движения (физические, связанные с телом). Категории“горячо”-“холодно”, “быстро”- “медленно” - это то, что занимает такого человека гораздо сильнее, чем “красиво”- “некрасиво” или “громко” - “тихо”.

Таким образом, если ребенок не может понять что-то через один канал, скорее всего, та же информация, но данная в иной форме, с опорой на другой канал восприятия, может быть им усвоена очень хорошо. А после того как ребенок получил некоторое знание через предпочитаемый им канал восприятия, велик шанс, что он захочет и сможет усвоить информацию через ведущую систему.

В случае с мало говорящими или не говорящими детьми обратную связь необходимо выстраивать в соответствии с возможностями ребенка. Подавляющее большинство не говорящих детей очень хорошо понимают слова, инструкции и эмоциональную окраску сообщаемой им информации.

Поэтому взрослому прежде всего, необходимо разработать систему коммуникаций совместно с ребенком. Как ребенок будет отвечать на вопрос? Он может указать на одну или нескольких картинок, являющихся ответом, или кивнуть (либо издать звук) на ответ, указанный взрослым или напечатать слово на компьютере, или отстучать слово ладонью по столу нужное число.

Если для ребенка с ДЦП сложно двигать пальцами по клавиатуре,то разнообразные способы подачи материала и частое его повторение позволяют накопить информацию и объединить ее в общую картину. Кроме того, дробление общего процесса занятий на маленькие шаги позволяет быстрее добиться успеха.

Приемы удержания внимания:

- частое обращение к ребенку по имени, более частый контакт глазами;

- прикосновение к ребенку (поглаживание по голове, по спине, по плечу)

- поручение ребенку заданий собрать карточки, раздать карточки, поднимать карточку при ответе;

- замена устных заданий на письменные;

- поручение ребенку создать аппликацию или композицию.

При повышенном тонусе, ребенок желательно комфортно сидеть. При нарастании напряжения мышц, утомлении необходимо применять релаксирующие упражнения (медленно потянуться, сделать легкий массаж (поглаживание, потряхивания).

Для детей с повышенной чувствительностью к порядку (при синдроме Дауна, РАС) важно понимание того, как устроено время препровождение в быту, как проходят занятия. В этом помогут карточки с перечислением последовательности событий. Некоторые педагоги используют разные звуковые сигналы, обозначающие начало, конец занятия, разминку.

При сниженном слухе, голос взрослого лучше будет восприниматься, если будет более четким. А при объяснении желательно находиться в непосредственной близости от ребенка. Можно записать инструкции в виде аудио файлов и давать ребенку записи для домашнего прослушивания.

В знакомой обстановке изучаемый материал должен быть подкреплен пособиями. При сниженном зрении наглядные пособия лучше восприниматься будут яркие и крупные. Требуется комментарии того, что происходит вокруг.

При сниженном интеллекте количество заданий лучше давать в маленьком объеме. Тексты короткими и простыми. Речь должна быть ритмичной и эмоционально заряжена информацией.

 

При эмоциональной неустойчивости, высокой степени тревожности, ребенку предоставить возможность выйти из комнаты. Если он сильно встревожен, расстроен, испуган, разгневан, то взрослому лучше отвести ребенка в комфортное место, где можно поговорить, обсудить ситуацию, помочь ребенку успокоиться, прежде чем вновь возвращаться к выполнению занятия. Обращение к ребенку произносят спокойным, с мягкостью в голосе. Если ребенок не понимает, что происходит - прокомментировать обстановку и объяснить почему. В целях успокоения можно использовать “мячики-ежики”, мешочки с крупой, мячики - релаксанты (их можно мять).

При проблемах с мелкой моторикой поможет написание мокрой губкой на доске. Пока буквы или цифры не высохнут надо решить пример. Ручка и карандаш могут быть обмотаны поролоном, изолентой, чтобы ребенку было удобно держать ее.

Если проблемы с мелкой моторикой обусловлены пониженной мышечным тонусом (ребенок не может удержать карандаш, ручку, водить рукой по бумаге), в начале занятий можно взять руку ребенка с ручкой (карандашом) в свою руку и писать совместно. Следует подобрать такую ручку, чтобы не пачкалась и у нее не западал шарик (ребенок может очень сильно нажимать на ручку). Когда ребенок станет двигаться более уверено, можно ослабить воздействие, уменьшая его вплоть до условного прикосновения к руке ребенка. Стимулировать ребенка можно легким сдавливанием руки и речью. Правильное использование поощрения ребенка позволяет добиться многого. Для каждого особенного малыша наилучшим поощрением его деятельности будет что-то свое: тактильное, словесное, осязаемое. Но этого недостаточно, нужно выяснить какой вид поощрения будет самым действенным: частое прикосновение, объятия, частный эмоциональный и зрительный контакт. В отдельных случаях это может быть пищевое подкрепление или более частое физическое воздействие. Если ребенок подвижный, ему необходимо предоставить возможность подвигаться после успешно выполненного задания.