Рекомендации по формированию понимания несловесной коммуникации и её развитию у неговорящих детей с РАС

Дети с аутизмом плохо понимают язык жестов и мимических выражений, а ещё, сами ими не пользуются. Несловесные средства коммуникации являются основой, на которой строится общение с ребёнком. Мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты, прикосновения – всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию. Средства несловесной коммуникации помогают  ребёнку усваивать основные понятия, он учится влиять на окружающий мир. Когда речевое общение невозможно, несловесная коммуникация может быть тем мостиком, который проложит путь от движения рук, улыбки к первым сказанным словам. 

Несколько рекомендаций для формирования понимания несловесной коммуникации:

  1. Ребёнок не направляет взгляд в точку интереса другого человека - не следит за его взглядом. Возьмите игрушку, перемещайте её на разных расстояниях от ребёнка, чтобы он следил за ней. Оставьте её и сядьте рядом с ребёнком. Посмотрите ему в лицо и переведите взгляд на игрушку, кивните на неё. Покажите на неё пальцем, если ребёнок не реагирует на взгляд. Делайте это упражнение с разными предметами. Используйте звучащие игрушки, издающие звук автономно. Посмотрите на раскачивающийся предмет. Покажите рукой траекторию своего взгляда (прочертите движение от глаз к предмету). Затем, так же рукой, направьте его взгляд.
  2. Используйте указательные жесты. Спрашивайте, где тот или иной предмет. Ребёнок показывает. Расположите предметы на разных расстояниях от ребёнка, чтобы он совершал жесты «разной длины».
  3. Изображайте руками, пальцами, туловищем пантомиму, иллюстрирующую действие, которое ребёнок должен совершить. Если он не понимает задания, выполняйте это действие его телом, «ведите» его, как куклу. Если он плохо переносит прикосновения, изображайте нужные действия с помощью игрушки.
  4. Играйте в мяч, просите жестом: дай. Затем просите жестом ту или иную вещь, предварительно указывая на неё.
  5. Формируйте понимание иных жестов: до свидания, воздушный поцелуй, аплодисменты, да и нет, на, иди ко мне. Привязывайте их к ситуациям.
  6. «Покажите» ребёнку смысл мимических выражений. Придавайте лицу определённые выражения и пантомимой объясняйте, что они значат. Например: радость - улыбнитесь, посмейтесь, похлопайте в ладоши; грусть - горько вздохните, пошмыгайте носом, прослезитесь.

Понимание несловесной коммуникации играет огромную роль в развитии ребёнка. Это может служить самоуспокоению ребёнка, способствовать концентрации внимания, давать возможность понимать реакцию окружающих людей. Когда ребёнок научится понимать ваши жесты и мимику, нужно переходить к тому, чтобы он сам использовал данные виды несловесной коммуникации в своей повседневной жизни.

Несколько рекомендаций для развития у ребёнка несловесной коммуникации:

  1. Постарайтесь обратить внимание ребёнка на того, кто перемещается по комнате. Следите за ним, указывайте на него ребёнку.
  2. Человек перемещается и пищит звучащей игрушкой. Задание то же.
  3. Возьмите зеркало и сядьте рядом с ребёнком. Ребёнок повторяет ваши выражения лица, глядя в зеркало. Отражаться в нем должны вы оба.
  4. Попробуйте сделать так, чтобы ребёнок повторял ваши жесты и позы, глядя в зеркало, затем -глядя на вас.
  5. Попытайтесь с ребёнком жестами «объяснить» игрушкам, что им делать: уходить, приходить, кружиться. Вы оперируете игрушками. Сначала покажите ребёнку нужные жесты.
  6. Пусть ребёнок жестом что-то у вас просит. Возможно, ему будет легче просить у игрушки и от лица игрушки (здесь контакт опосредован).
  7. Покажите на своём примере, что можно обнимать игрушки, гладить их по голове (если ребёнок не может сделать то же по отношению к человеку).
  8. Дайте возможность копировать ваши жесты и позы, изображающие наглядные действия (идти, есть, спать, пить). Действия можно проигрывать на игрушках.
  9. Разыгрывайте сценки от лица игрушек. Например: Ваша кукла стучит в дверь. Его мишка открывает дверь, зовёт куклу жестом. Кукла заходит, кивает головой, кланяется. Мишка жестом приглашает её сесть.
  10. Стройте что-то из кубиков. Жестом «спрашивайте», куда поли жить кубик, ребёнок отвечает указательным жестом.
  11. По возможности формируйте жесты прикосновения, чтобы ребёнок дотрагивался до вас.
  12. Пробуйте наладить глазной контакт. Сначала заглядывайте ребёнку в глаза на очень короткое время, затем останавливайте взгляд дольше.
  13. Выполняйте совместные действия: шагайте, взявшись за руки; кружитесь.
  14. Ребёнку нужно отвечать жестами на ваши: протягивайте ему руку для рукопожатия; обе руки; выставляйте ладони, чтобы поиграть «в ладушки»; протягивайте игрушку, чтобы он её взял.

Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Эти средства дают «неговорящему» ребёнку инструмент, позволяющий выразить свои желания, потребности, чувства.

Формирование несловесных коммуникативных навыков – одно из важнейших направлений коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Обучение умениям выражать просьбы, понимать окружающие события, выражать эмоции и сообщать о них, а также, формирование навыков ответной реакции, социального поведения и диалога является необходимым условием для социализации этих детей. Сформированность этих навыков способствует расширению возможностей их общения, социальной адаптации.