ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье обозначены актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Раскрыты основные понятия, цели, задачи и принципы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дети с ЗПР, лица с ОВЗ, инклюзивное образование.

На современном этапе развития образования приоритетным направлением является создание оптимальных условия для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), прежде всего, создания общей безбарьерной образовательной среды и реализация интеграционного подхода, приводящие к развитию и внедрению инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющих физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ОВЗ создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, измененные методы оценки и др. [6].

Следовательно, при реализации инклюзивного образования, отмечается расширение реабилитационного пространства, что объясняет необходимость широкого охвата различных категорий детей, в том числе детей с задержкой психического развития (ЗПР). В данную категорию детей входят лица с маловыраженными отклонениями психического развития. Основные сложности, испытываемые детьми с ЗПР, имеют связь с аномалиями в социальной адаптации и учебной деятельности, вследствие замедления развития процессов психики, незрелостью личности и негрубыми расстройствами когнитивной сферы. Это объясняет необходимость психолого-педагогического сопровождения данной категории детей, а также их ближайшего окружения [5].

По мнению Н.Н. Малофеева и Н.Д. Шматко система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях специального и общего образования является необходимым условием интеграции, для успешной адаптации к современным социальным условиям и формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Следует отметить, что в современной психологии сложилось множество подходов к пониманию термина «сопровождение», так например, Р.В. Овчарова предлагает формулировку «направленная деятельность», Л.Г. Субботиной предлагается «взаимодействие и сотрудничество».

М.Р. Битянова определяет  психологическое или психолого-педагогическое сопровождение как «движение вместе с ребенком»,  в котором взрослый двигается наравне, либо на шаг впереди [5].

В данном виде взаимодействия взрослый играет роль ориентира, который фиксирует достижения, трудности, также является советчиком, что очень важно, не старается контролировать ребенка или навязывать ему собственные ориентиры. Автор определяет «сопровождение» как некую систему профессиональной деятельности психолога, направленную на создание благоприятных условия для успешного психического развития, обучения и социализации [1].

В.М. Толстошиева рассматривает психолого-педагогическое сопровождение как единство деятельностей всех участников образовательного процесса направленное на создание условий для полноценного развития ребенка, становление его личности и зоны его личной ответственности [5].

Из вышесказанного следует, психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ рассматривается как полноценный процесс взаимодеятельности психолога и педагога, и их комплексное воздействие на ребенка и его семью. Целью психолого-педагогического сопровождения является формирование и развитие ребенка, создание благоприятных условий для включения ребенка с ОВЗ в инклюзивную среду, для овладения специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование поведенческих навыков, а также продуктивных форм взаимодействия с детьми и взрослыми [2].

Стоит отметить, что формирование и развитие системы сопровождения лиц с ОВЗ, в рамках инклюзивного образования требует решения и реализации ряда вопросов, связанных с организацией, управлением, нормативно-правовой базой, научно-методических разработок, информационных и кадровых задач [7].

Основополагающим при организации психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ, является создание модели доступной среды для эффективного обучения ребенка, повышение его адаптационных возможностей, посредствам обеспечения взаимодействия со сверстниками, что влияет на гармоничное физическое, умственное и психическое развитие, а также в дальнейшем его самоопределение и самоутверждение [3].

Можно отметить, что в основу создания системы психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ положен ряд принципов, основным является, принцип принятия философии инклюзивного образования всеми участниками образовательного процесса. Не менее важными являются: принцип гуманистической направленности, предполагающий уважение личности ребенка и развитие его индивидуальности, принцип индивидуального подхода, который заключается в подборе методов и методик, создание индивидуальных планов, с учетом потребностей, возможностей и особенностей ребенка с ОВЗ.

 Принцип социально-психологической защищенности и принцип поддержки самостоятельности взаимосвязаны между собой схожими целями.

Принцип социально-психологической защищенности заключается во взаимодействии педагогов и воспитанников, в процессе взаимодействия создается доверительная атмосфера, которая дает ребенку ощущение безопасности и спокойствия, что в дальнейшем может влиять на продуктивность его работы и самораскрытие личности, в то время как принцип поддержки самостоятельности обеспечивает условия для активизации ребенка, его самостоятельной работы. Также важным принципом, является активное включение в образовательный процесс всех его участников, в том числе его семьи. Данный принцип позволяет создать специальные условия, при которых ребенок, педагоги и родители понимают и принимают друг друга, так как они преследуют общую цель, для этого создается специальное «воспитательное поле», в котором существует единство требований, единство стиля общения, что обеспечивает согласованность действий педагогов и родителей [5].

Таким образом, можно сделать вывод, система психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ, в том числе детей дошкольного возраста с ЗПР, является эффективной при наличии целостной системы построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.

Литература

 

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы.– М.:Совер­шенство,1997. – 298 с.
  2. Борозинец Н.М. Козловская Г.Ю. Организационно-педагогические основы интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. – 106 с.
  3. Палиева Н.А., Панасенкова М.М.. Инклюзивное образование как основное направление развития региональной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методический сборник. – Ставрополь: Изд-во СКИРО и ПРО, 2013. – 246 с.
  4. Смолярчук И.В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников // Вестник Тамбовского ун-та Серия «Гуманитарные науки». – 2014. – №.5 – С. 73.
  5. Смолярчук И.В., Толтошеина В.М. Психолого-педагогическое сопровождение детей в инклюзивном образовании [Электронный ресурс]/ И.В. Смолярчук//КиберЛенинка-научная электронная библиотека.–2014.–№1. –Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-v-inklyuzivnom-obrazovanii/viewer, (дата обращения 28.04.2020)

6.   Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"//URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 28.04.2020)

  1. Шипицына Л.М., Хилько А.А., и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб.: «Речь», 2003. – 240 с.