Чем раньше, тем лучше!

На базе ГБУСО «Ставропольский ЦСПСиД» успешно функционирует служба ранней помощи, призванная оказывать комплексную социальную и психолого-педагогическую поддержку семьям, воспитывающим ребенка раннего возраста с проблемами развития.

Для начала, следует разобраться, что же такое «ранняя помощь» и для кого предназначена?

Под ранней помощью понимается комплекс социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых нуждающимся в них детям и их семьям в рамках индивидуальных программ. К раннему вмешательству относится помощь, оказываемая детям от рождения до трёх лет: дети, имеющие ограничения жизнедеятельности (в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья), дети-инвалиды, дети с генетическими отклонениями, а также  дети из группы социального риска. В группу детей социально риска включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в соответствующих организациях.

Можно заметить, что в сферу услуг ранней помощи входит довольно большой список социальных групп, а потому, для повышения результативности деятельности в этом направлении, специалисты «Ставропольского центра социальной помощи семье и детям» подготовили особый план работы.

В рамках реализации запланированных мероприятий сотрудниками центра ведется активная информационно-просветительская деятельность, направленная на ознакомление с задачами службы и перечнем предоставляемых услуг. С этой целью подготовлены и распространены среди получателей социальных услуг Центра буклеты и информационные листки соответствующей тематики. Педагогами-психологами была проведена диагностическая работа, направленная на оценку развития и состояния детей, особенностей функционирования их семей и определения реабилитационного потенциала. Также, в  рамках функциоирования службы ранней помощи, на базе центра  ведется активная коррекционная работа педагогов, специализирующихся в областях логопедии и дефектологии.

Основные направления коррекционно-восстановительной деятельности направлены на :

-нормализацию мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата;
-выработку правильной ритмичности дыхания и движений ребенка;
-стимуляции лепета, лепетных слов, активной речи, общения;

-развитие когнитивных функций (память, внимание, мышление);

-установление  эмоционального контакта с родными.

Каждый педагог особое внимание уделяет созданию положительного эмоционального отношения к занятиям у своих подопечных. Если  у детей появляются приятные ассоциации, связанные с занятиями в Центре, то они с большей охотой их посещают и раскрываются, что в свою очередь заметно повышает результативность проводимой работы. 

Специалисты центра в своей работе опираются на колоссальную методическую базу. За основу взяты методики Е.Л. Стребелевой, О.Е. Громовой, Е.Ф. Архиповой, Н.В. Серебряковой, Н.В. Нищевой, Г.В. Дедюхиной, Е.В. Кирилловой, Е.А. Екжановой и других авторов.

Значимость работы службы ранней помощи позволяет на первых порах выявить детей с задержкой речевого развития и задержкой психического развития, сократить разрыв между моментом выявления первичных нарушений и началом психолого-педагогического воздействия. Так что в этом случае можно с уверенностью сказать: чем раньше мы уделяем внимание развитию ребёнка, тем наиболее благоприятно будет оно проходить.