«Использование метода М.Монтессори в корреционной работе дефектолога»

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей XIX века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем.  Поэтому Мария начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержкой развития. Но, убедившись в успехе своей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. 

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых — просто помочь ребенку раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме. Такую возможность предоставляет нам педагогика итальянского психолога Марии Монтессори.

Технология М.Монтессори заключается в том, чтобы развитие детей происходило в практической и игровой деятельности на основе дидактического материала.

Метод Монтессори включает в себя множество зон:

  • зона реальной жизни: ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать, рисовать и т.п. Здесь дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику;

  • зона сенсорного развития: изучение окружающего мира (различать высоту, длину, вес, цвет и др. свойства предметов). Здесь дети играют с предметами, изучая размер, форму и цвет. К примеру, ребенок по порядку выставляет на стол цилиндры от самого большого до самого маленького. Дети также учатся следить глазами слева направо, что помогает освоиться с чтением;

  • зоны языковая, географическая, математическая, естественно-научная: умственное развитие ребенка.

  • двигательные упражнения — в основном на линии. На ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга (овала), которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания.

Исходя из этого, в нашем центре социальной помощи семье и детям создана функциональная предметно-пространственная среда. Подготовлена она таким образом, чтобы ребёнок мог неосознанно впитывать её и при этом мог реализовать себя в разнообразной деятельности. Весь дидактический материал доступен детям, привлекателен и прост в применении, а также соответствует возрастным нормам.

В коррекционной работе специалисты центра применяют различные технологии М.Монтессори, в частности используется метод «Настенный модуль». Данная технология помогает в обучение детей цветам и формам. Изделие выполнено из дерева, детали разнообразной формы покрыты яркими безопасными красками. Регулярные занятия помогают закрепить знание цветов и геометрических форм, классифицировать объекты в зависимости от предложенных характеристик. А также формируется зрительно-моторная координация.

Модуль размещается на стене или подставке на высоте, удобной для ребенка. В процессе игры ребенок:

  • трогает валики, старается понять свои ощущения, оценить их;

  • ощупывает подвешенные детали, изучает их форму, размер, вес.

Это упражнение стоит повторять и с закрытыми глазами.

Вращение разнофактурных валиков положительно сказывается на улучшении кровообращения в кисти рук, достигается эффект минимассажа. Данное упражнение можно дополнить музыкальным сопровождением : детские песни, потешки, сказки, использование которых благоприятно влияет на развитие детей.

Таким образом, развитие ребёнка по методу М.Монтессори даёт основательную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной и образованной. Поэтому метод Монтессори продолжает распространяться, становясь все более доступным для широкой аудитории.