Рекомендации родителям по программе «МОНТЕССОРИ-STUDIO» «Использование стереотипной игры в процессе взаимодействия с ребёнком с РАС (расстройством аутистического спектра)»

У ребёнка с расстройством аутистического спектра есть любимые игры – одна или несколько. В этих играх он может долго манипулировать предметами, совершая необычные действия. Чаще всего стереотипная игра возникает у него спонтанно. Главные особенности таких стереотипных игр:

  • Повторяемость – ребёнок раз за разом совершает круг одних и те же действий и манипуляций;
  • В этой игре подразумевается один участник – это сам ребёнок;
  • Цель, логика игры, а также смысл совершаемых действий часто непонятны окружающим;
  • Длительность – ребёнок может играть годами в такую игру;
  • Неизменность – установившись один раз, игра остаётся одинаковой на протяжении очень длительного времени.

Рекомендуем Вам, уважаемые родители, попробовать использовать стереотипные игры на занятиях с ребёнком как основу взаимодействия с ним.

Понаблюдайте за Вашим ребёнком, увлечённым такой игрой, и, возможно, Вы заметите, что ситуация повторения знакомых действий для него комфортна сама по себе, ведь она представляется ребёнку знакомой, и с известным заранее результатом. Таким образом, эти действия не пугают его, а приносят чаще всего видимое удовольствие. Именно поэтому, используя стереотипные игры, Вы сможете создать комфортные условия для ребёнка и, как следствие, иметь возможность для установления эмоционального контакта, на основе которого и построить взаимодействие.

Перед тем, как начинать активно взаимодействовать с ребёнком, понаблюдайте за его действиями, постарайтесь понять причину и сущность той или иной стереотипной игры. Попытайтесь выяснить, при каких условиях ребёнок прибегает к таким играм и отличаются ли они в разных ситуациях. И на основе этих наблюдений можете понять, какие действия можно будет предпринимать.

На начальном этапе постарайтесь не настаивать на совместной игре, а попытайтесь включиться в игру ребёнка на расстоянии, т.е. подключиться к играм ребёнка тактично и не навязчиво. Вначале просто присядьте на некотором расстоянии от ребёнка и понаблюдайте за его игрой, если он не отвернётся или не отстранится от Вас – это уже хорошо. Но чаще всего у ребёнка уже есть опыт общения со взрослым, основанный на прямом давлении, поэтому, скорее всего, он отойдёт от Вас подальше и расположится для игры в другом месте, или прямо заявит о своём нежелании взаимодействовать. В любом случае останьтесь неподалёку и продолжайте наблюдать.

Вклиниваясь в игру ребёнка, постарайтесь не навязывать своих действий, а просто поучаствовать в его игре.  Например, вы можете просто подать ему игрушку, которая его интересует; или как бы невзначай пропеть песенку, которую он напевал в своей игре. Это, как правило, обязательно привлекает внимание ребёнка, даже если его действия по вашему мнению не имеют никакого смысла, тем не менее это будет для ребёнка уже знакомо, а значит не представит угрозы, от которой нужно защищаться.

В результате таких действий ребёнок, в конце концов, начинает понимать, что от Вас для него может быть польза. Поэтому это то самое время чтобы предпринять попытки завоевать доверие ребёнка. Если Вы хотите, чтобы наступил момент, когда Ваш ребёнок будет Вам доверять, старайтесь быть терпеливыми и настойчивыми. И однажды ребёнок примет Ваше предложение поиграть немножко по-другому.

Предлагаем Вам несколько правил при использовании стереотипной игры в работе с аутичным ребёнком:

  • При включении в стереотипную игру аутичного ребёнка, постарайтесь вносить в неё новую сюжетную линию, но делайте это осторожно, ненавязчиво;
  • Позвольте ребёнку в любой момент вернуться к своей игре, помните – стереотипная игра даёт ребёнку ощущение комфорта, и, быть может это в данный момент ему необходимо;
  • Используйте стереотипную игру для выхода из кризисной ситуации (например, в случае возникновения аффективной вспышки).

Если вы, уважаемые родители, будете придерживаться данных рекомендаций планомерно и упорно, то у Вас улучшится эмоциональный контакт, взаимопонимание и взаимодействие с Вашим ребёнком. Что, в свою очередь, поможет ему развиваться и узнавать новое, преодолевать страхи и приобретать новые навыки, стать более самостоятельным.