Крейсер “Варяг”

Кроейсер “Варяг” был заложен в 1898 году. Строительство велось в Филадельфии на верфях William Cramp and Sons. 31 октября 1899 года крейсер был спущен со стапелей на воду, а в 1900 году крейсер передали Военно-морскому флоту Российской империи. По утверждению командира крейсера Всеволода Федоровича Руднева, корабль был доставлен с множеством строительных дефектов, из-за которых, он не мог развить скорость свыше 14 узлов, однако на испытаниях осенью 1903 года крейсер развил скорость практически равную показанной на первоначальных испытаниях, и поразил результатом всех капитанов и моряков.

В то же время начало 20 века ознаменовалось столкновением интересов двух бурно развивающихся империй – Российской и Японской. Причиной разногласий стали территории Дальнего Востока, которые Япония хотела присоединить к себе, поэтому Япония разорвала все дипломатические отношения с Россией, и уже 9 февраля 1904 года блокировала порт Чемульпо, где и находился безызвестный в то время «Варяг».

Утром 9 февраля капитан первого ранга В. Ф. Руднев получил официальный ультиматум японского адмирала Уриу: сдаться и покинуть Чемульпо до полудня. Выход из порта блокировала японская эскадра, так что русские корабли оказались в ловушке, выбраться из которой не было ни единого шанса.

К команде крейсера с речью обратился его командир. Из его слов следовало, что он врагу так просто сдаваться не намерен. Моряки полностью поддержали своего капитана. Вскоре после этого «Варяг» и «Кореец» снялись с рейда, чтобы отправиться в свой последний бой.

«Варяг» практически в одиночку вышел против японской эскадры, насчитывающей 6 крейсеров и 8 миноносцев, оснащенных более мощным и современным оружием. Первые же попадания показали все уязвимости «Варяга»: из-за отсутствия броневых башен, орудийные расчеты несли большие потери, а взрывы приводили в неисправность орудия. За час боя «Варяг» получил 5 подводных пробоин, бесчисленное множество надводных и потерял почти все орудия. За этот час «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, потопил один миноносец и повредил 4 японских крейсера. На «Варяге» потери среди экипажа были большими: были убиты один офицер и 30 матросов, около двухсот человек получили ранения или были контужены. Не оставалось ни единой возможности продолжать бой в таких условиях, поэтому было принято решение вернуться в порт и затопить корабли, чтобы они не достались в качестве трофеев противнику. Команды русских кораблей были отправлены на нейтральные суда, после чего «Варяг» затопили посредством открытия кингстонов, а «Кореец» взорвали. Это не помешало японцам достать крейсер со дна моря, отремонтировать его и включить в эскадру под названием «Соя».

В конечном иттоге крейсер более семи лет использовался японцами для учебных целей. Отдавая дань подвигу русских моряков, японцы оставили на корме название «Варяг» по личному решению императора Муцихито. Новобранцам капитан судна объявлял о том, что они будут обучаться на русском корабле, который сразился с целой эскадрой, а его экипаж отказался сдаться в плен.