Пособие «Слушать интересно»

В рамках реализации мероприятий грантового проекта “Комплекс мер Ставропольского края по  содействию Ставропольскому краю в поддержке жизненного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, на 2022-2023 годы”, финансируемого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, государственным бюджетным учреждением социального обслуживания “Ставропольский центр социальной помощи семье и детям” реализуется программа «Говоруша», направленная на создание обучающего-реабилитационного пространства для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих речевые нарушения. В рамках программы было приобретено пособие «Слушать интересно» для занятий с детьми.

Пособие «Слушать интересно» направлено на тренировку различения неречевых звуков, развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти, мышления.

Прежде чем ребенок научится понимать речь, он учится понимать звуки, которые его окружают. Воспринимая такие звуки, мозг ребенка, со временем, учится анализировать и речевые звуки. А это необходимо для того, чтобы в дельнейшем у ребенка был хороший фонематический слух и речь.

Пособие включает в себя: магнитафон с картой памяти, на которой записаны 134 неречевых звука; 110 карточек с иллюстрациями к звукам (бытовые звуки, звуки улицы, транспорт, звуки животных, звуки птиц, музыкальные игрушки, музыкальные инструменты); 2 больших сюжетных картинки с иллюстрациями к звукам: «вечер в парке», «субботний день дома»; 4 карточки с заданиями на определение последовательности звучания.

Виды работы с карточками.

  1. Различение звучания на слух, соотнесение с иллюстрацией. Ребенок слушает неречевой звук и кладет камушек (переворачивает, дает) на соответствующую карточку.
  2. Различение звучания, тренировка памяти. Ребенок слушает звук, находит соответствующую карточку и переворачивает ее. Когда все карточки перевернуты, ребенка предлагается прослушать эти звуки еще раз, узнать их, и вспомнить, где соответствующая каждому звуку карточка.
  3. Лото. Работы в группе. Каждому игроку раздается 6 карточек. Ведущий воспроизводит звуки в произвольном порядке, выигрывает тот, кто первый перевернет все карточки.
  4. Последовательность. Дать ребенку послушать 2 (3,4) звука подряд. Ребенок должен запомнить последовательность.
  5. Какого звука не было. Перед ребенком 4-5 карточек с иллюстрациями. Дать послушать ребенку 3-4 звука. Задача ребенка определить, какого звука не было.

Виды работы с карточками «Последовательность»

Положите перед ребенком 4 карточки. Обсудите, что изображено на картинках. Ребенок должен соотнести последовательность звуков с соответствующей карточкой. Можно составить рассказ по серии картинок.

Виды работы с сюжетными картинками.

Рассмотрите с ребенком картинку, обсудите, что изображено на ней, поразмышляйте, какие звуки могут быть спрятаны на ней. Предложите ребенку послушать звуки и найти их на картинке.

Использование пособия «Слушать интересно» позволяет  сделать занятие интересным, насыщенным, познавательным и в игровой форме учит ребенка не только слушать, но и говорить.