Развитие разделенного внимания у детей, имеющих трудности коммуникации, речи и поведения

“Разделенное переживание - путь

терапии детского аутизма”

Е.Р.Баенская

Успешность адаптации в обществе детей с о.в. напрямую связана с благополучием их эмоциональной сферы и социальной коммуникации.

Движущей силой развития эмоциональной сферы и социальной коммуникации ребенка является способность ребенка к совместно разделенному переживанию, вниманию.

Эта способность заложена в ребенке с рождения и развивается как отзывчивость по отношению к эмоциональным реакциям взрослого (мимике, голосу, интонации, эмоциональной оценке) и стремление и возможность поделиться с окружающими своими переживаниями.

Навыки, связанные с разделенным вниманием, развиваются, когда родители общаются и играют с ребенком, озвучивают его действия, эмоции, улыбаются, показывают игрушки, поют потешки и песенки и ребенок смотрит на лицо родителей и на игрушку. В результате у младенца появляются наиболее ранние формы подражания - имитация выражения лица и интонации взрослого, воспроизведение звуков.

Разделенное внимание – это базовый социальный навык, когда ребенок сосредотачивает внимание на том же событии или предмете, что и другой человек, и смотрит на реакцию другого на предмет и событие. Главные индикаторы разделенного внимания – это жесты и направление взгляда ребенка, который следует за жестами и/или взглядом взрослого.

Способность ребенка переключать внимание на вас и на то, на что вы смотрите, важна для развития навыков имитации, которые, в свою очередь, нужны для развития устной речи. Если в возрасте от 3-х до шести месяцев у ребенка нет проявлений разделенного внимания, то, как правило, это показание для раннего вмешательства.

Ниже перечисляются некоторые занятия и техники, которые вы можете попробовать, чтобы помочь ребенку в развитии этих важных навыков.

Развитие разделенного внимания во время игры.

В раннем возрасте - это игры на непосредственный физический и эмоциональный контакт между ребенком и взрослым, вызывающий приятные сенсорные впечатления - поглаживание, похлопывание, покачивание, подпрыгивание, щекотка («Идет коза бодатая…», «Сорока-ворона кашку варила…»). Это игры- потешки с ритмами, движением, забавным сюжетом («Ладушки, ладушки….», «По кочкам, по кочкам…»). Именно такие игры создают позитивное настроение, интерес к действиям взрослого, а затем и инициативу в игровом контакте. Дети сначала смотрят, затем улыбаются, смеются, потом протягивают ладошки или прячут бока от щекотки, а позже - доступными для себя средствами начинают просить поиграть. Это первые формы непосредственно-эмоционального общения обычных детей, без которых гармоничное развитие других, более сложных форм, попросту невозможно. Это игры, на которые в первую очередь откликаются дети с наиболее тяжелыми формами аутизма в более старшем возрасте.

Игра – это прекрасный момент для обучения ребенка. Во время совместной игры не забывайте «следовать за ребенком», то есть обращать внимание на то, что интересует его самого. Например, если ребенку интересны кубики, попробуйте строить что-то вместе с ним. Не заставляйте его играть в то, что ему не нравится. Опирайтесь на интересы и мотивацию самого ребенка.

– Возьмите любимую игрушку ребенка и поднимите ее так, чтобы он ее заметил. Спрячьте ее за спину, а потом снова покажите. Затем дайте игрушку ребенку. Это будет поощрять ребенка взаимодействовать с вами, потому что он будет понимать, что у вас есть то, что он хочет.

– Играйте в игры, которые требуют физического контакта. Например, «Поехали-поехали» или хоровод. Во время игры старайтесь поддерживать зрительный контакт с ребенком.

– Попробуйте играть в мяч, перебрасывая его или катая друг к другу. Такая игра требует, чтобы оба участника следили за одним предметом (мячом).

– Возьмите заводную или электрическую игрушку. Включите ее, смотрите на нее вместе с ребенком. Когда игрушка остановится, то включите игрушку снова, как только ребенок посмотрит на вас (поначалу располагайтесь так, чтобы вам было легко поймать его взгляд). Такого рода упражнение очень эффективно, для того чтобы ребенок понял: если смотреть на других людей, это вызывает у них желательную реакцию.

– Выдувайте мыльные пузыри и наблюдайте, как они лопаются. Говорите ребенку: «Смотри» – и награждайте его каждый раз, когда он смотрит или пытается лопнуть пузырь, на который вы указываете.

– Опирайтесь на ваши знания о том, что нравится вашему ребенку(улыбка, щекотка или объятия), чтобы понять, какие поощрения могут быть наиболее эффективны для него. Например, если ребенок посмотрел туда, куда вы попросили посмотреть, то тут же дайте ему какую-то награду.

– Читайте книжки вашему ребенку. Во время чтения книги используйте указательный жест и взгляд, чтобы показывать на различные рисунки на странице. Просите ребенка смотреть на то, на что вы показываете, и говорите с ним о том, что вы видите. Например, вы можете сказать: «Смотри! Синяя птичка летит!» В идеале ребенок должен посмотреть на вас, когда вы говорите, а потом направить взгляд на то, о чем вы говорите.

– Когда член семьи заходит в комнату, скажите: «Смотри! (имя) пришел». Если ребенок посмотрит в правильном направлении, то наградите его.

– Возьмите игрушку, которая нравится вашему ребенку, и скажите: «Смотри». Когда он посмотрит на игрушку, дайте ее в качестве награды.

Упражнения для дальнейшего развития разделенного внимания

Развитие указательного жеста ребенка

– Когда читаете ребенку, продолжайте указывать на предметы и персонажей на рисунках. Затем осторожно возьмите руку ребенка и помогите ему тоже показать на нужного персонажа. Награждайте его за то, что он указывает на страницу.

– Во время игр обращайте внимание на то, какая игрушка интересует ребенка, и убирайте ее так, чтобы он не мог ее достать. Затем подскажите ему, положив руку на его руку, как попросить нужную игрушку указательным жестом. Тут же доставайте игрушку в ответ на указательный жест.

Привлечение внимания ребенка к себе, как партнеру взаимодействия.

Предлагать игры, которые находятся в зоне его комфорта, подстраиваться к темпу ребенка.

Поддерживать интерес ребенка к себе как к партнеру, привлекать внимание к своим эмоциональным реакциям:”Ой, больно”, “Устала”, “У-вкусно!” “Здорово!”, “Ура!”.

Имитация (подражание, повторение, копирование) ребенка

Попробуйте копировать действия и слова ребенка, чтобы быть на одном уровне его способностей и интересов. Так вы показываете ребенку, что вас интересует то же самое, что и его, кроме того, это выражение вашего одобрения. Благодаря этому вам станет проще начинать совместные игры. Со временем прейдете от имитации к игре по очереди и разделенному вниманию, т.к. ребенок привыкнет, что вы занимаетесь чем-то вместе. Вы также можете заметить, что ребенок начинает имитировать ваши действия.

Поиск спрятанных предметов

Вы можете прятать игрушки или другие призы в комнате или спрятать желанный предмет в одной из множества коробок или под одну из перевернутых мисок. Помогайте ребенку найти приз с помощью указательного жеста и/или вашего взгляда. Это поможет ребенку научиться следить за тем, на что направлено ваше внимание.

Строительство по очереди

Начните строить вместе с ребенком дом из кубиков или собирать конструктор. Главное, чтобы ребенок научился соблюдать очередность с вами, для чего ему нужно будет наблюдать за вашими действиями.

Разделенное внимание – это навык, который необходим для дальнейшего развития коммуникации и речи ребенка. Обычно разделенное внимание формируется естественным образом, но если этого не происходит, например, из-за аутизма или иной задержки развития, то важно работать над этим навыком, целенаправленно поощряя за него ребенка.

Важно отметить, что своевременная помощь в формировании и развитии этого навыка оказывает существенное влияние на эмоциональное и коммуникативное развитие ребенка и возможности его адаптации в обществе.