Рекомендации родителям по программе «МОНТЕССОРИ-STUDIO» Развитие внимания у дошкольников

С 1 октября 2019 года в Ставропольском центре социальной помощи семье и детям  в рамках краевой программы “Комплекс мер Ставропольского края по активной поддержке родителей детей - инвалидов (их представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей”, финансируемой Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализуется программа «Монтессори-STUDIO», направленная  на повышение адаптационных возможностей у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

В связи с реализацией данной программы, был разработан ряд рекомендаций.

Уважаемые родители! Предлагаю Вам ознакомиться с данными рекомендациями по развитию внимания в домашних условиях:

Помните, что внимание - один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребёнка. Для того, чтобы ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

  • В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развивать произвольное внимание ребёнка.
  • Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.
  • Развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимание обращайте на достигнутые им успехи.
  • Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами других людей.
  • Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.

Рассмотрим несколько эффективных игр на развитие внимания ребенка:

Первый шаг установление глазного контакта

Обращайтесь к ребёнку по имени, положив в пределах его взгляда любимую игрушку. Затем двигайте игрушку, остановив её напротив своих глаз. Со временем ребёнок начнёт смотреть вам в лицо, когда вы будете звать его по имени. Такой способ требует терпения, поэтому вам заранее следует настроиться на маленькие победы.

Развитие умения концентрировать внимание с помощью игры

Игра – один из самых эффективных способов для развития умение концентрировать внимание у детей с РАС.

  • Постарайтесь уложиться в минимум простых слов. Например, вы должны сказать «Подбери пару» / «Найди такой же предмет» / «Дай такой же», но не распространяться с долгим пояснением наподобие: «Я хочу, чтобы ты нашёл ещё один предмет похожей формы»
  • Постоянно повторяйте ключевые команды и глаголы, чтобы ребёнок мог быстро перемещать фокус внимания внутри игры. Например, «Толкай мяч», «Дай папе мяч», «Бросай бабушке мяч», «Лови мяч», «Вытяни руки и лови мяч»
  • Если ваш ребёнок произносит слово, подхватывайте его и возвращайте. Это лучшее подтверждение полного объединения вас обоих в игре и знак совместного внимания к одному предмету и процессу.
  • Комментируйте процесс игры и кратко предлагайте варианты следующих действий. Такая поддержка вдохновляет ребёнка на продолжение игры.

Когда вам нужно перейти от одной игровой активности к другой, предупреждайте ребёнка об этом. Детям с РАС обязательно нужна смена деятельности! Хорошим подспорьем в этом процессе могут стать визуальные расписания с картинками для каждого вида игр, используемых в текущий период.

Избегайте бесконечности и бесцельности. Имеет смысл избегать тех видов игры, которые кажутся бесконечными и не имеют чёткой цели. Например, лепка из пластилина без шаблона. Заменить её следует либо временным ограничением. Если ребёнок уже понимает условные конструкции для последовательности действий (если мы сделаем то-то и то-то, то будет это), вы должны чётко описывать последовательность запланированных игр. Например, «Сначала – складываешь пазл, затем – пускаем мыльные пузыри».

Если ребёнок пока что не понимает условные конструкции для последовательности действий, выбирайте его любимые игры и ставьте их в пару. При этом игру с обучающим уклоном поставьте первой, а любимую развлекательную – второй. Тогда ребёнок не будет сильно расстроен, когда вы предложите переключиться с первой игры на вторую. И обязательно хвалите ребёнка за полностью выполненное задание. Например, «Молодец! Ты разложил фигурки животных по карточкам! А теперь — слушать музыку!».

Систематическое выполнение предложенных рекомендаций, способствует наилучшему закреплению пройденного материала и развитию внимания ребенка.

Желаем вам терпения, искренней заинтересованности и успехов.

Составил: дефектолог ОРНОФиУВ

Хаджимухаметова С.Ш.