Рекомендации родителям по формированию игровой деятельности детей с РАС

Развитие игровой деятельности тесно связано с развитием коммуникации. Дети с расстройством аутистического спектра не общаются, как другие дети, они нуждаются в обучении стратегиям общения, использование которых будет эффективно в процессе игры. Игра - наиболее эффективный путь для развития социального взаимодействия и коммуникации аутичных детей.
Основная цель - дать ребёнку понять, что мы не мешаем ему играть (как обычно бывает), от нас даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребёнка. Это требует времени, усилий и терпения. Можно предположить, что когда ребёнок привыкнет ко взрослому, и будет чувствовать себя с ним комфортно, потребность в дополнительном комфорте отпадет, ребёнок реже будет обращаться во время занятия к своей стереотипной игре. Но если это все же произошло, не возражайте — возможно, ребёнок на занятии получил много новой информации и ему требуется отдых.

Параллельно с этой работой ребёнку можно предлагать сенсорные игры.

Особенности сенсорных игр.

Сенсорными называют игры, цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:

- зрительные (например, ребёнок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);

- слуховые (ребёнок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

-.тактильные (то, что ребёнок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);

- двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);

-.обонятельные (ребёнок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);

- вкусовые (ребёнок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

Сенсорные игры включающие в себя развитие модальностей (ощущения):

Примеры сенсорных игр, развивающих тактильные и зрительные модальности:

«Пересыпаем крупу»

Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребёнка на извлекаемый при этом звук.

«Покорми птичек»

В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек - это могут быть воробушки, или курочки, уточки. "Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыпем птичкам зернышек. Кушайте, птички, зернышки!"

«Прячем ручки»

Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, да?» Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.

Сенсорные игры, развивающие слуховые ощущения:

Игры со звуками.

«Послушаем звуки»

Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка - прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.

«Постучим – погремим!»

Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.

«Найди такую же коробочку»

Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, - пусть он найдет коробочку, звучащую так же.

Сенсорные игры, развивающие двигательные ощущения:

«Тормошение, возня»

Обычно происходит на полу или диване, и ребенок является инициатором этой игры. Во время подобных игр можно валяться, обниматься, толкаться, кататься, щекотаться и т.п.

«Догоню-догоню, поймаю-поймаю»

Делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убегает. Предложите ему вариант игры наоборот - пускай он попробует догнать вас. Однако этот вариант очень сложен для аутичного ребенка, т.к. требует от него большей активности и произвольности действий.

«Змейка»

Возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.

Игры с ритмами

В играх с ритмами можно использовать следующие приемы:

— хлопки в ладоши;

— топанье ножками;

— прыжки в определенном ритме;

— проговаривание текстов стихотворений;

— пение детских песенок.

Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:

— Сопровождение текста движениями;

— Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки).

Часто именно в ходе занятий с ритмами у ребенка возникают первые попытки использовать активную речь.

Следует также помнить, что малыш будет играть с вами только в те игры, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, организуя игровую деятельность, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись «по вкусу» вашему партнеру по игре.

При развитии игровой деятельности важным является создание условий и правильная организация игрового пространства, помогающие ребенку понять значение материального и социального мира.

При организации игрового пространства необходимо следующее:

1. Желательно чтобы в игровой зоне был мягкий ковер, на котором ребенок сможет играть;

2. Шкаф с игрушками и играми. В игровом шкафу должны находиться только игровые предметы и игрушки, интересные для ребенка. Для каждого вида игрушек выделяется отдельная полка. Например, на одной полке располагаются мягкие игрушки, на другой – игрушечная посуда, на третьей – настольные игры и т.д;

3. Необходимо наличие отдельного, именно «игрового», стола. Желательно, чтобы расположение стола обеспечивало возможность нахождения партнеров по игре друг напротив друга. Для сокращения дистанции между «игроками» удобно использовать небольшой стол квадратной формы;

4..Дайте ребёнку как можно больше возможностей. Предоставляйте ему различные предметы для игры, побуждайте играть в различной обстановке. Пусть он научится экспериментировать и расширять познания об окружающем мире.

Таким образом, развивая игровую деятельность аутичного ребёнка, можно преодолеть проблемы в сферах коммуникации и социального взаимодействия. Крайне важно, особенно на начальном этапе обучения ребёнка играм, ориентироваться на его собственные желания, кроме того необходимо помнить: когда ребёнок играет нужно остерегаться давления или требований, которые сдерживают его. Самое главное, игры должны мотивировать и ребёнка, постоянно создавая ситуацию успеха.