Рекомендации родителям по формированию речевой и познавательной активности ребенка в домашних условиях

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно своевременно. Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребёнок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятным другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

Рекомендуется использовать следующие игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях.

Игры на развитие фонематического восприятия

«Молоток и дудочка»

Цель: Учить детей дифференцировать в словах звуки [д] и [т].

Ход игры: взрослый постукивает деревянным молоточком по столу и говорит:

«Тук – тук – тук,

Ток – ток – ток,

Бей покрепче молоток.

У дудочки песенка звонкая, она начинается со звука [д]. А песенка молоточка незвонкая. Она начинается со звука [т]».

У ребенка предметная картинка. Ребенок четко проговаривает слово, интонационно выделяет звук [д] или [т]. Кладет картинку к дудочке, если в слове слышится звук [д], а к молоточку, если в слове звук [т].

Игры для развития фонематической стороны речи.

«Какой звук заблудился»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки.

Ход: предлагается детям отгадать, какой звук «заблудился» и исправить ошибку сказать правильно.

Вот колючий, серый ешик.

На крылечке сидит кожечка.

На травинку села красивая

стрекоса.

Мама намазала хлеб мазлом.

«Узнай по звуку» Звучат муз. инструменты, а ребёнок отгадывает  этот инструмент.

 

Игры на развитие лексической стороны речи

«Размытое письмо» (взрослым составляется письмо, некоторые слова в котором пропускаются , дети дополняют предложение).

«Где я был?» (называются слова, которые могут быть объединены, а ребёнок отгадывает, где могут встретиться эти слова, например, медузы, морские коньки, акулы).

«Я умею считать» (ребёнок считает, сколько у него пальцев, глаз, карандашей и т.д.).

«Киоск открыт» ( подбираются открытки, а ребёнок отбирает и называет  те открытки, которые  хочет приобрести, описывая, что на них изображено).

«Отгадайте кличку» ( взрослый описывает игрушку, а ребёнок должен отгадать, что это за игрушка, например, лисёнок пушистый, шубка у него рыжая).

«Почта» (один становится почтальоном, проводится диалог с ребёнком, например,

- Динь,  динь,  динь.

- Кто там?

- Почта.

- От куда ?

И т.д.)

«Кузовок» ( в кузовок /корзинку/ собираются  слова на –« ок», например, хохолок, поплавок, уголок и т.д.).

«Наоборот»

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Дети и взрослый садятся на стулья. Родитель произносит слово и бросает мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч. Родитель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко.) «Скажи по-другому»

Цель:  Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

Ход игры. Родитель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

«Большой» - предлагает родитель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

 «Красивый» - «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

 «Мокрый» - «сырой, влажный» и т.д.

 

Пересказ и рассказ

Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память.

Если детям трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется применять следующий прием – предложить разыграть в лицах прочитанный рассказ или сказку. При этом первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между детьми (этот прием можно с успехом применять на уроке). После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.

Если вы заметили, что наряду с речевыми проблемами проявляются какие-то другие настораживающие признаки, определенные особенности в поведении, такому ребенку требуется помощь не только логопеда, но и других специалистов: психолога, невропатолога.

Итак: играйте, занимайтесь и чувствуйте вашего ребенка. Проводите игры ежедневно в спокойной благоприятной обстановке и обязательно увидите результаты.